Четверг, 09.01.2025, 08:52
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ
22.02.2013, 21:13

                       Коровина Маргарита Сергеевна,

заместитель заведующей по

воспитательно-методической работе   

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 23 «Василек»


Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической  деятельности  педагогов.

    Материалы для семинара: бумага, ручки, ксерокопии опытов, стаканы с водой, гвоздь и перышки, пластиковые бутылки с водой и кусочек меха, мелкие игрушки, предметные картинки.

Участники семинара: воспитатели МБ ДОУ Детский сад № 23 «Василек», дети подготовительной группы.

Организатор семинара: заместитель заведующей по ВМР Коровина М.С.

План  семинара

1.Определение цели и задач семинара (используется метод активного обучения). «Выбери дистанцию»

2. Теоретическая часть.

Выступление «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми»

*  Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

(по карточкам  с определением опыта и эксперимента).

* Упражнение «Определение  порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)

3. Практическая часть.

Определение  цели, задач опыта, эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов по возрастам.

4. Рефлексия.

Ход семинара:

1.    Упражнение  «Выбери дистанцию».

Воспитатели   встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор).

         2. Теоретическая часть.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и  полноценнее он  развивается».   При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

     Назначение воспитания и обучения  по  программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

     Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,  развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний,  понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность. 

Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.

*  Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

(по карточкам  с определением опыта и эксперимента).

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

     Опыты, эксперименты   используются  для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Опыт, эксперимент  используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они  могут проводиться с группой,  с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

     Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.

 

 Эксперимент

    Специально

подготовленный

Самостоятельный

Спонтанный

Взрослый 

Дети

Вместе

Дети

 

 

  * Упражнение «Определение  порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)

        Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1.    внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2.    тайна, сюрприз

3.    мотив помощи

4.    познавательный мотив (почему так)

5.    ситуация выбора

           Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)     Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента  (речевая или продуктивная ), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o   Как я это делаю?

o   Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o   Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,   рассматривание иллюстративных материалов).

2. Определение тематики эксперимента.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).

4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.

5.    Подготовка  к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

В  процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.

 Результаты  проведения опытов и экспериментов находят отражение  и в творческой деятельности детей.

 

Примерная структура занятия  - экспериментирования

·        Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

·        Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

·         Уточнение плана исследования.

·        Выбор оборудования  и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.

·        Анализ, обобщение, фиксация с помощью моделей  полученных детьми результатов экспериментирования.

Применение  метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать  у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности  для развития интереса  к  познанию.

Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным требованиям.

 

 5.  Практическая часть.

1. Определение  цели, задач опыта, эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов по возрастам.

     Младший возраст: «Вода прозрачная»

 Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная.

Вместе с детьми воспитатель наливает воду в прозрачные стаканчики. Что мы налили? Как «поёт»  водичка?  (с-с-с) Дети, посмотрите через стаканчик с водой друг на друга. Вы видите своих друзей? Затем сквозь воду дети рассматривают разные картинки, опускают мелкие игрушки в стаканчики с водой.  Почему  нам видны все предметы? 

        Вывод: вода прозрачная.

     Средний возраст: «Что помогает птицам летать?»

Цель: Узнать, что помогает птицам летать.

Вы хотите узнать, что помогает птицам летать?( ответы детей) Для этого мы понаблюдаем за попугаем. Как зовут нашего попугая? Нравится вам наш попугай? Чем? Дети рассказывают о попугае по моделям.

Чем покрыто тело птиц? Везде ли у птиц перья одинаковый длины , формы и цвета? Какие перья на голове, брюшке, грудке? (рассмотреть) Какие перья на хвосте и крыльях?(рассмотреть) На каких частях тела у попугая нет перьев?

 Если птица теряет много перьев, это хорошо или плохо? Что нужно делать, чтобы этого не случилось?(ответы детей). Дети по моделям рассказывают, чем нужно кормить попугая, что ему нужно давать кроме корма(песок, зелень, овощи, фрукты и т. д.)

Так что же помогает птицам летать? (ответы детей). Дети ещё раз рассматривают перья с тела, с крыльев и хвоста. Чем различаются перья?(ответы детей). Какие перья на ощупь? (мягкие). А что это? (гвоздь). Какой на ощупь гвоздь? (твёрдый). Что тяжелее? Подуйте на пёрышко и на гвоздь. Что вы увидели? Как по вашему, почему летают только пёрышки?(они  лёгкие, а гвоздь –тяжёлый, тяжёлые предметы не летают).

Вывод: птицам помогают летать легкие перья.

     Старший возраст:  «Почему белые медведи не замерзают?»

Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.

Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в "Ящик ощущений”, дети ощупывают его и делают предположения) Воспитатель предлагает загадку-описание:

Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь)

Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают. Детям предлагается посмотреть видеофильм о белых медведях.

О ком мы посмотрели фильм? Вам понравились белые медведи? Где они живут? Дети рассказывают о внешнем виде белых медведей по моделям. На кого похожи белые медведи? На кого они охотятся? Умеют ли медведи плавать? Что помогает им ловить рыбу? Что делает медведица зимой? Где она находиться? Что делает медведица с медвежатами летом? Как медведица заботиться о медвежатах? Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей). Почему они не замерзают?

Детям предлагается с помощью опыта это выяснить. В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы  почувствовали? (ответы детей)

Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря  воздуху, который находится между ворсинок.

    

Рефлексия. Что я взял для себя нового? Как я буду применять полученные знания в воспитательно-образовательной работе с детьми?

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: василек
Просмотров: 16048 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]