Пятница, 17.05.2024, 02:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ЛЕПИТЬ - ЭТО ТАК ЗДОРОВО!

Побежимова Даннара Арутюновна,

воспитатель подготовительной к школе группы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 23 «Василек»

 

 

 

Лепить – это так здорово!

 

     Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные  образы и целые композиции. Техника лепки очень разнообразна и доступна даже маленьким детям. Она дает удивительную возможность создавать свой мир и свое представление о нем в различных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный пластилиновый мир.

      Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки. Главный  инструмент в лепке — руки,  а также фантазия, следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками и умением фантазировать.

     Таким образом технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из небольшого комка пластилина можно создавать множество образов, каждый раз находить новые варианты, даже без участия взрослого. Если материала до­статочно и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

     Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

     Лепка обогащает ребенка не только в художественном и творческом плане, но и влияет на его общее развитие:

—           повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

—           развивает мелкую моторику рук (к тому же синхронизирует работу обеих рук), общую ручную умелость,  а также пространственное мышление и воображение;

—           подготавливает руку к письму;

—           формирует умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.   

Но самое важное и ценное это то, что, наряду с другими видами изобразительного искусства,  дети учатся видеть, чувствовать, оценивать красоту.

     Третий год я занимаюсь с детьми старшего возраста пластилиновой живописью. Этот вид деятельности дает огромный простор для фантазии  маленького художника: от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит не­обыкновенно свежо, сочно и богато. А чтобы работы получались более яркими, объемными, мы используем прием оживки.

     Оживка — выделение некоторых предметов по контуру: жгутиками, веревочками, шариками. Детям нравится отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них шарики. Так из  разноцветных шариков у нас получается пластилиновая мозаика. Есть же пласт­массовая мозаика, так почему бы не быть пластилиновой.

     Такой способ лепки очень увлек меня и детей (пластилиновая мозаика им тоже очень понравилась).

Мозаика из пластилина —

Это не мечта,

А очень увлекательная

Детская игра.

Из пластилина шарики

Нам весело лепить,

Потом в картины сказочные

Их можно превратить.

     В одной картине можно использовать разноцветный пластилин. Для получения разнообразных оттенков можно смешивать его кусочки, тогда работы будут более красочные и яркие.

     На занятиях дети применяют два способа создания образа: контурный и силуэтный.

     Контурный — выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.

     Силуэтный — сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой.

Эти работы более сложные, но интересные. Надо правильно подобрать цвет элементов изображаемого сюжета.

 

     Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.

1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин, основу будущей картины (картон), простой карандаш, салфетки. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего шедевра. Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету, можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.

2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.

3. Теперь можно лепить. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за­крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.

4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.

     В процессе лепки можно объяснить детям, что мозаика — это рисунок, состоящий из маленьких кусочков.

 

     Эту работу можно сочетать с пластилиновой живописью: лист картона покрыть пластилином. Отщипнуть от большого куска маленькие кусочки нужного цвета и размазать пальцами по всему листу. Также можно смешивать пластилин для получения разноцветного листа. После того как лист картона покрыт пластилином, шариками выложить изображение.

     Каждый раз вместе с детьми мы придумываем новые сюжеты и создаем картины из пластилиновой мозаики. Дети очень рады результатам своего творчества.

    Многие дети дома стали делать картины из пластилиновой мозаики. Сотни маленьких разноцветных пластилиновых комочков, приклеенных на картон, превращаются в настоящие шедевры.

     Эта работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, хотя начинать ее можно в самом раннем детстве.

    Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей: их мышление, воображение, чувство прекрасного. Маленькие художники  учатся экспериментировать с пластилином, узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается), получать новые оттенки, смешивая разные цвета.

     Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук, а следовательно, для умственного развития, развития речи и подготовки пальцев к письму.

     Для рисования пластилином, занятий пластилиновой мозаикой нет ограничений. Все зависит от творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина появляются не­обыкновенные пейзажи, сюжеты, натюрморты. Эти шедевры пронизаны теплом рук художников, их создававших, и, может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.



 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: василек (01.02.2013)
Просмотров: 1054 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]